«Городок стоит наш у дороги…»
А. Гладков «Давным-давно»
Симферополь потому и «собиратель дорог», что находится на пересечении основных транспортных потоков Крыма. Как всегда, в этом обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Наши транспортные проблемы — тема для отдельного разговора и не для одного, сейчас же мне пришло в голову рассказать о маленьком обстоятельстве, связанном с моей родной улицей – Героев Сталинграда.
Она начинается от большого моста над полотном железной дороги Симферополь-Севастополь и прямой линией устремляется за пределы города. Это ближайшее от Симферополя направление к морю, отсюда стартуют маршрутка на Николаевку и все прилежащие села. Улица была проложена и застроена на излете социализма , поэтому обладает всеми достоинствами и недостатками «советского» периода . «Трилистники» панельных девятиэтажек выстроились один за другим, в промежутках между ними – чудом сохранившиеся детские сады и отсутствие иной инфраструктуры, на окраине – школа с неимоверного размера собственной территорией, стадионом и спортплощадками, широкая проезжая часть при полном отсутствии тротуара, раздолбанная дорога во дворах и «карманах». Зато есть обширная полоса «ничейной земли» между трассой и многоэтажками, которая за истекшие 30 лет заросла шикарными платанами и вместе со школьной территорией образует отличный «зеленый пояс», спасая жителей от летнего зноя, пыли и являясь украшением микрорайона.
Утром все едут на работу, вечером – все возвращаются, поэтому есть возле остановки одно «проклятое» место. Люди переходят проезжую часть, а транспорт норовит проскочить протяженный прямолинейный участок на максимальной скорости. Аварии происходят постоянно, машин битых – масса и смертельные случаи раз в полгода. Пешеходам деваться некуда – переходить-то надо, а водители, радостно развив приличную скорость на свободном от перекрестков участке, часто даже не успевают не то что затормозить, даже увидеть этих пешеходов: зебру обновляют раз в год к 1-му сентября, освещения вдоль дороги нет.
Казалось бы, повесь светофор, разведи потоки пешеход-водитель и спи спокойно, но нет!
Трудно понять, что в этом решении особо сложного, но дорожные службы с упорством, достойным лучшего применения, всячески его избегают. Что они только не делали! Ограждения поставили вдоль трассы, пару фонарей повесили, платан срубили (мешал обзору). Теперь вместо одинокого ствола – пышный куст молодой платановой поросли в человеческий рост, который мешает обзору еще больше, а на единственном пригодном для перехода промежутке все так же происходят аварии.
Пару месяцев назад , пытаясь ограничить лихость водителей, дорожные службы установили «лежачих полицейских», причем не только «до», но зачем-то и «после» пешеходного перехода. Результат превзошел все ожидания: пешеходам стало проще, но… транспорт не затормозил, а просто встал. «Полицейские» оказались настолько толстыми, что их едва можно преодолеть! Теперь целыми днями до и после злосчастного перехода стоит пробка из авто, ожидающих своей очереди бережно с предосторожностями «перепрыгнуть» преграду или «прощай, подвеска!». Все стоят, пыхтят выхлопными газами, а в 20 метрах – детская площадка, где мамы деток оздоравливают, а дышать уже трудно. «Прыгают» через полицейского легковушки, «прыгают» рейсовые автобусы, в маршрутках «прыгают» пассажиры, рискуя свалиться на пол — скачок получается нешуточный. Самое живописное, когда «прыгают» груженые дальномеры. Их конструкция явно не приспособлена к такой акробатике, поэтому грохот стоит, как на вокзальном перегоне, где грузовые вагоны стыкуют. Но возле вокзалов обычно люди не живут, а вот у нас – спальный район. Правда, спать становится все сложнее, ибо к лету количество грузовиков закономерно увеличивается, а ночью лязганье слышнее, чем днем.
Я думаю, существуют какие-то нормативы на предмет шума от трассы, уверена, в нашем случае будут побиты все рекорды. Жаль, померить нечем. Может, кто поможет? Ведь, не я одна просыпаюсь от ночного грохота, еще пара-тройка девятиэтажек «наслаждается»!
Как тут не вспомнить Черномырдина с его бессмертным «хотели, как лучше»? Ведь основные приключения еще впереди: трасса имеет незаметный наклон вверх и зимой при малейшем гололеде каждый третий дальномер буксовал и застревал, стоило ему сбросить скорость. Теперь перед «полицейскими» встанут все, а наша улица едва ли не единственный выезд из города на юго-запад. Вот весело будет!
Если действовать по уму, то еще при застройке микрорайона надо было предусмотреть подземный переход. Но в 1985 году было уже не до того, а сейчас – дорого. Ну, так повесьте светофор! Нет, тоже жаба душит! Повесь его здесь, где регулярные аварии, так придется вешать и возле школы ( переход к ней в 100 метрах!) Аппаратура, освещение электричество, обслуживание… Вы еще захотите, чтобы вся улица освещалась! Пусть лучше водилы чертыхаются, транспорт прыгает, люди задыхаются и не спят по ночам, зато внешне все в порядке — участок перестал быть аварийно-опасным.
До зимы.