Года полтора назад, стоя возле касс супермаркета, я случайно подслушала разговор о том, что «если ищешь работу — иди на Симферопольскую кондитерскую фабрику, они опять открылись и людей набирают».
Тогда нас только «присоединили», и было приятно услышать, что не «захватили и закрыли», как было привычно при Украине, а что-то заново начало работать. Мне, как истинной сладкоежке, вдвойне приятно было услышать про реанимацию кондитерской фабрики. Помню их фирменные конфеты «Метеорит» из дробленого грецкого ореха и чернослива: из толстой шоколадной глазури выглядывали кусочки ореха, действительно напоминая метеорит, как его изображали в детской энциклопедии. Еще было «Птичье молоко» (белое, желтое, крем-брюле и шоколадное — комментарии излишни) и «Аркадия» — кисло-сладкий нежнейший фруктовый мармелад в тонкой оболочке из черного шоколада. Мама рассказывала про «Курочку-Рябу», вероятно, социалистическая интерпретация пасхальных шоколадных яиц (оборудование и технологии, похоже, были закуплены где-то за рубежом): овальная коробочка-гнездо с «сеном» в котором лежали яйца в золотой фольге — шоколад с ликером. М-м-м, фантастика! Про карамельки даже не упоминаю.
Все это великолепие в семидесятых постепенно пропадало с прилавков, переходя в категорию «дефицита», а потом, если и появлялось, имело бледный вид: глазурь истончалась и вместо черного шоколада подмешивалась соя. В восьмидесятые остались лишь воспоминания.
Когда я впервые увидела прилавок возрожденной Симферопольской кондитерской фабрики, посчитала своим долгом «поддержать отечественного производителя». Увы! Меня ждало разочарование. Названия известные, но вот внутри… Как в случае с лимонадом и шампанским: вроде и пузырьки, а не те.
«Аркадия» заявляла различные вкусы мармелада, но разница определяется с трудом, шоколадными же эти конфеты назвать нельзя: сплошная соя.
То же самое с «Птичьим молоком», плюс еще какой-то странноватый привкус начинки, желатина не пожалели, что ли?
«Метеорит» сохранил разве-что дизайн фантика, грецкий орех заменили арахисом, чернослив выродился в какую-то коричневую помадку невнятного вкуса, и мечтать о шоколадной глазури не приходится.
Я в экономике предприятий не знаток, но может кто-то мне объяснит, почему имея полу-пустой рынок надо гнать такую несъедобную лажу?
Не секрет, что ранее рынок насыщался «Рошеном», а сейчас Порошенко в Крыму не приветствуют, российские же фабрики с радостью наполнят прилавки, но в данный момент им, как и всем остальным, мешает отсутствие нормальной трассы: на пароме не навозишься.
Так почему не воспользоваться этими обстоятельствами?
Есть завод, есть раскрученные наименования, да еще с «ностальгической ноткой», есть старые технологии, пусть устаревшая, но все же трудоспособная техника, в конце-концов есть тенденция к импортозамещению, продекларированная на самом высоком уровне. Делай качественный продукт, используй наработанную при социализме марку, придумывай неспешно что-то свое, специфичное, и получишь региональный рынок на блюдечке: пока мост не построят, реальной конкуренции не будет! Выведи на рынок качественный «крымский» кондитерский продукт, туристы валом повезут его домой вместо турецкой пахлавы.
Ну, ладно, покупательская способность у нас сейчас невысока, элитный шоколад, допустим, каждый второй не покупает. Но зачем уродовать карамель или достаточно скромные по цене мармеладные конфетки? Нормальное какао купить жаба душит, соя дешевле? Прибылей мало? Да и таких не будет, потому что я, например, с радостью купила бы элитный шоколад родной фабрики, пусть даже дорогой, а теперь ничего не куплю. И не я одна.
Не знаю, кто хозяин фабрики, но не вызывает сомнений одно: он из поколения временщиков. Не заинтересован человек в том, чтобы сделать себе имя, раскрутить марку, завоевать нишу на рынке и разрабатывать ее. Сорвать сейчас по быстрому, что успеешь, пока советские станки не развалились и технолог еще помнит, как какао с соей смешивать, а после — хоть потоп. Свалит хозяин куда-нибудь, а фабрику — вернее землю под фабрикой — продаст.
Печально, что «поколение временщиков» плотно занимает руководящие посты и не вымрет еще долго. Они ничего не создают и не развивают, не дают себе труда думать о будущем, их интересует только сегодняшний день, сиюминутные блага и в угоду им они будут эффектно создавать «видимость деятельности», не выпуская из виду запасной выход, на случай, если что пойдет не так.
Поэтому мы едим сою вместо шоколада,» сырный продукт» с пальмовым маслом вместо сыра, колбаса у нас из картона, асфальт сходит вместе со снегом каждый год, любая техника — «одноразовая», сервис — ой, о чем это я?.
Даже туристов мы тоже ежесезонно обдираем, как липку: плевать на имидж курорта, на следующий год эти не приедут, приедут другие. Важно урвать сегодня.
Помнится, мне было лет десять, наблюдала я, как мой дядя — натуральный немец из тогдашнего ГДР — ремонтировал какую-то домашнюю утварь. Клей универсальный купил, все подогнал, обезжирил, зачистил, тщательно, по-инструкции, подклеил. Я поинтересовалась, зачем, мол, такие сложности, можно было изолентой замотать. Он ответил: «Я же немец» — это запало в детскую душу. То есть, халтурить ему не позволяет некий внутренний стержень, уважение к самому себе, к своей работе.
Чем мы хуже, где наш «внутренний стержень»? Я даже не говорю об уважении к своей работе, а об уважении к самим себе, к окружающим, к результатам своего и их труда. Посмотрите на семейные фотографии царских времен: наши предки знали, что такое труд, уважение к себе и другим. Когда и почему мы растеряли это замечательное чувство? Развал социализма тому виной или период первоначального бандитского накопления капитала в 90-х? Падение нравов, кризис образования? Думаю, ответ не так прост.
Короче, не стану я больше покупать продукцию симферопольской кондитерки, хоть и предпочитаю поддерживать отечественного производителя. Благо, не все временщики, есть, кого поддержать и , уверена, таких будет только больше.
Тема кондитерской фабрики мне близка. Люблю сладкое, оно отвечает мне взаимностью. Будем надеяться, что мы скоро увидим ( и самое главное — попробуем!) настоящий «Метеорит» с правильными ингредиентами в шикарной упаковке и с легендарным вкусом производства Симферопольской кондитерской фабрики. Верю в будущее крымских конфет! Как и Крыма в целом!